Одним из наиболее важных факторов в области систем кондиционирования, вентиляции и промышленного холода является улучшение энергоэффективности чиллеров, компрессорного конденсаторного блока, компрессорных централей и других компонентов. Появление алюминиевых микроканальных теплообменников в чиллерах и других холодильных агрегатах можно назвать конструктивной революцией. Вместо медных трубок используется экструдированные алюминиевые ламели (пластины), между которыми припаивают гофрированные охлаждающие пластины. Алюминиевые теплообменники широко используются в автомобильной и аэрокосмической отраслях за счет лёгкой и прочной конструкции. Полностью алюминиевые MCHE (MicroChannel heat exchangers) - воздушные конденсаторы, а также драйкулеры - неуклонно завоевывают позиции благодаря высокой энергоэффективности и многим другим преимуществам.
Основные преимущества микроканальных драйкулеров и конденсаторов:
- Компактная конструкция
Микроканальные теплообменники могут быть на 35% меньше по размеру по сравнению с обычными трубчато-ребристыми теплообменниками. Это позволяет снизить массогабаритные характеристики холодильных установок, что приводит к дальнейшим конкурентным преимуществам, таким как уменьшение занимаемой площади и более разумные логистические решения.
- Цельноалюминиевое исполнение
- Уменьшение объема заправки хладагента
MCHE теплообменники изготавливаются из алюминия, металла с низкой плотностью, который предотвращает гальваническую коррозию, которая может возникнуть на стыке алюминия и меди в стандартных трубчато-ребристых теплообменниках. Будучи изготовленным из одного материала, он также облегчает переработку продукта.
Микроканальные пластины представляют собой сильно сплющенную трубу, поэтому проходное сечение напоминает щель: при ширине в 27 мм толщина самой пластины = 1,3 мм. Соответствующий этим размерам канал имеет размер меньше миллиметра. Такая конструкция микроканала обеспечивает улучшенную теплопередачу с меньшим количеством хладагента. Уменьшение внутреннего объема требует на 20-40 % меньшей заправки хладагентом.
- Повышенная теплопередача со стороны воздуха
Микроканальные теплообменники обеспечивают более высокую эффективность теплообмена, чем Cu-Al драйкулеры и конденсаторы благодаря увеличенной поверхности трубы в сочетании с прочным соединением ребер к трубам. На трубчато-ребристых теплообменниках зазоры между рёбрами и трубами ухудшают теплопередачу. В микроканальных теплообменниках все детали паяются вместе, поэтому в соединении между ребрами и трубой нет воздушных зазоров, что улучшает теплопередачу. Силуминовый припой имеет высокие теплопередающие свойства, что повышает эффективность оребрения по сравнению с механическим соединением ребер и трубок в традиционных трубчато-ребристых теплообменниках
- Лёгкая очистка
Микроканальные конденсаторы и драйкулеры очень легко чистить, в отличие от стандартных Cu-Al теплообменников c которых трудно удалить пыль и грязь. Малая ширина ламелей (плоских трубок) позволяет продувать воздухом и даже промывать водой под напором «соты» микроканальных теплообменников.
Благодаря указанным преимуществам наблюдается увеличение областей применения микроканальных теплообменных аппаратов холодильной технике. В течение нескольких лет доля рынка MCHE конденсаторов и драйкулеров, как ожидается, вырастет с 10% до 40%.
Для подбора холодильного оборудования необходимо ориентироваться на температуру окружающего воздуха.
Ниже представлены расчетные параметры атмосферного воздуха, согласно СНиП 23.01-99 "Строительная климатология" (с изменениями от 24.12.02), в различных населенных пунктах для 1-ой категории водопотребления, согласно СниП 2.04.02-84
Населенный |
Температура по сухому термометру, ν, °С |
Относительная влажность воздуха, φ, % |
Температура по "мокрому" термометру, τ, °С |
|---|---|---|---|
|
Архангельск |
23,3 |
58 |
18 |
|
Астрахань
|
30,4 |
52 |
23,2 |
|
Астана |
29,9 |
40 |
19,9 |
|
Белгород |
27,4 |
52 |
20,3 |
|
Благовещенск |
27,3 |
78 |
23,9 |
|
Великий Новгород |
24,6 |
61 |
19,3 |
|
Волгоград |
31 |
33 |
20 |
|
Вологда |
24,5 |
56 |
18,8 |
|
Воронеж |
28,6 |
50 |
21,6 |
|
Вязьма |
23,7 |
60 |
18,3 |
|
Дудинка |
22,9 |
59 |
17,9 |
|
Екатеринбург |
25,8 |
49 |
18,8 |
|
Иркутск |
22 |
63 |
17,6 |
|
Казань |
26,8 |
43 |
18,7 |
|
Калининград |
24,7 |
63 |
19,8 |
|
Калуга |
25,2 |
59 |
19,6 |
|
Каменск- Шахтинск |
25,6 |
56 |
19,5 |
|
Киров |
25,7 |
57 |
19,8 |
|
Ковров |
25 |
57 |
19 |
|
Королев |
26 |
60 |
20,4 |
|
Краснодар |
28 |
55 |
21,6 |
|
Красноярск |
24,4 |
55 |
18,6 |
|
Курск |
25,8 |
56 |
19,7 |
|
Липецк |
27,5 |
51 |
20,2 |
|
Луганск |
30,1 |
30 |
18,8 |
|
Магадан |
19,5 |
61 |
15,2 |
|
Магнитогорск |
24,3 |
50 |
17,1 |
|
Медногорск |
32 |
41 |
21,7 |
|
Мончегорск |
24,6 |
53 |
18,5 |
|
Москва |
27 |
55 |
20,8 |
|
Мурманск |
22 |
58 |
17 |
|
Нижний Новгород |
26,8 |
48 |
19,6 |
|
Новосибирск |
25,4 |
54 |
19,3 |
|
Орел |
24,9 |
72 |
21 |
|
Омск |
25 |
53 |
18,3 |
|
Пермь |
27 |
56 |
20,5 |
|
Петрозаводск |
24,5 |
58 |
19,1 |
|
Ростов - на - Дону |
29,2 |
37 |
19,5 |
|
Рыбинск |
23,6 |
74 |
20,3 |
|
Рязань |
25,9 |
54 |
19,4 |
|
Салехард |
23,7 |
57 |
18,3 |
|
Самара |
28,5 |
44 |
20,2 |
|
Санкт - Петербург |
26 |
56 |
20,1 |
|
Саранск |
26,6 |
51 |
19,4 |
|
Саратов |
29 |
46 |
20,5 |
|
Сергиев Посад |
24,6 |
57 |
18,6 |
|
Ставрополь |
29 |
47 |
20,6 |
|
Сыктывкар |
25,1 |
49 |
18,3 |
|
Таганрог |
30 |
54 |
22,5 |
|
Тверь |
24,4 |
61 |
19,1 |
|
Тихорецк |
31,1 |
46 |
22 |
|
Тобольск |
26,5 |
53 |
20 |
|
Томск |
24,3 |
60 |
19,2 |
|
Тула |
25,5 |
56 |
19,6 |
|
Ульяновск |
27 |
49 |
19,5 |
|
Уральск |
29,5 |
38 |
19,4 |
|
Уфа |
27,6 |
44 |
19,5 |
|
Хабаровск |
26,9 |
67 |
22 |
|
Ханты - Мансийск |
26,5 |
55 |
20,3 |
|
Челябинск |
26 |
51 |
19,4 |
|
Чита |
25 |
48 |
18 |
|
Энгельс |
29,1 |
41 |
19,8 |
|
Якутск |
26,3 |
40 |
17,8 |
|
Ярославль |
24,8 |
53 |
18,7 |
